Саянское кольцо 2009

К отчету прилагается видео отчет

02.08.2009 - 11.08.2009

Честно говоря, я не думал писать отчет по этой поездке. Хотел выложить только фотографии. Посидел, просмотрел архив и подумал, что наверное просто набор фотографий не создаст полной картины поездки. Как минимум нужны небольшие комментарии.

"Алтай, Алтай... Давай съездим в Хакасию!" - предложила жена. Так появилась на свет идея прокатится по Саянскому кольцу. Как обычно изучались материалы в сети, строился маршрут и собиралась группа единомышленников.

В начале августа мы выдвинулись в путь. Группа в полном составе собралась в Кемерово. Дальше путь лежал через Мариинск, Ачинск, Шарыпово, Ужур.
     Первой точкой и местом ночевки на нашем маршруте стало озеро Тус в Хакасии. Это небольшое горько-соленое озеро с лечебными грязями находится не далеко от поселка Соленоозерное. Берега все лето забиты толпами туристов и простыми отдыхающими.

Можно встать как на территории какой-нибудь базы, так и просто дикарем. Преимущество первого варианта в том, что на базе всегда есть душ. А это очень актуально, потому что после купания в озере тело при высыхании покрывается белым налетом соли.
     Лично мне озеро не понравилось. Ну разве только как место для промежуточной ночевки. Но это естественно лично мое мнение. Кому как.
     Следующим утром мы выдвинулись на юг, в сторону Ергаков, где предполагалось следующее место ночевки. Пробег за день предстоял не большой, что около 400 км и поэтому заранее на этот день было запланировано посещение Салбыкского кургана в Долине Царей. Долина Царей - это место где расположено множество захоронений древний царей, среди которых особо выделяется Салбыкский курган. Большой Салбыкский курган получил свое название по Салбыкской котловине, которая находится в Камызякской степи в нескольких километрах от дороги Абакан - Сорск и примерно в 70 километрах от Абакана. Собственно котловина - это и есть Долина Царей. Почитать про курган можно в Википедии

Искали крган не долго. Собственно он уже был отмечен у меня в навигаторе. Несколько километров по степной дороге мимо еще не раскопанных курганов и мы на месте. Тут на провели небольшую познавательную экскурсию .
     После посещения кургана вернулись на трассу и миновали по объездной дороге Абакан и Минусинск. Останавливались в живописных местах на фотосессии.
 Дорога из степей плавно начала подниматься в Саяны. впереди нас ждал Буйбинский перевал.
Перед Буйбинским перевалом открылась живописная и суровая панорама Ергаков. Остановились на фотосессию. Дальше по дороге небольшая полка, предохраняющая зимой от лавин и чуть дальше место гибели Александра Лебедя. Потом справа показалось Ойское озеро.
       Минут через двадцать пути мы остановились на базе "Буйба", стоящей возле одноименной речки. От базы самый короткий путь к Висячему Камню, куда мы должны были отправиться на следующий день.
 Следующий день начался с почти безоблачного голубого неба и теплой погоды. Оставив маленьких детей с мамами мы выдвинулись в сторону Висячего Камня. Но кто же знал тогда, что погода в Ергаках очень переменчива. Не успели мы пройти  и половины пути, как небо заволокли тяжелые дождевые тучи. Температура начала резко падать. Буквально еще через пару минут нас настиг шквал ливня с ветром. Температура упала по ощущениям градусов до десяти.
У части группы не оказалось с собой дождевиков и мы спрятались под небольшим деревом. Правда оно спасало лишь от ветра и то частично.
 Как только ветер начал стихать мы под проливным ливнем двинулись назад. Дети начали замерзать. Только на ходу можно было согреться. Пальцы не руках не слушались, одежда насквозь промокла. Вода была повсюду.
 Самое обидное оказалось то, что когда мы вернулись на базу, опять во всю засияло солнце. Значит нам не суждено было в этот раз добраться до Висячего камня. Видимо Ергаки не всех с первого раза пускают к себе. Зато остался повод вернуться сюда еще раз, что мы и сделали после... Но это уже другая история!

Мы отогрелись в бане, ну и естественно спиртными напитками. Что удивительно, ни кто даже не чихнул после такого приключения.

На следующий день выдвинулись  в Тыву. Дорога петляла по живописным, покрытым лесом горам вдоль небольшой речушки, пока на границе Красноярского края и Тывы не вывела нас на Куртушибинский хребет. С перевала открывается грандиозный вид на Тыву, точнее на Турано-Уюкскую котловину. Сразу бросается в глаза резкая смена окружающей природы. Чувствуется, что впереди другая страна, с другим климатом и растительностью.
 Впереди  нас ждал центр Азии, а точнее говоря город Кызыл. Кызыл является столицей республики. Он расположен на слиянии Малого и Большого Енисеев и представляет собой небольшой городок с еще советской постройкой. Достопримечательностей в нем не много. нас интересовал лишь Центр Азии. Ведь Кызыл является географическим центром Азии. на Берегу Енисея стоит монумент, указывающий на данное место.

После заехали в сувенирную лавку и направились на наше следующее место ночевки. Километрах в двадцати от Кызыла на север на берегу Енисея расположен уютный юрточный комплекс.

Настоящие тувинские юрты немного приспособлены для приема туристов. На территории есть кафе и шикарные для этих мест душевые кабинки с горячей водой, спрятанные в одной из юрт, что бы не нарушать местного колорита. Переночевать в юрте думаю стоит хотя бы раз в жизни ради интереса.
     Вечером наша женская половина группы искупалась в Енисее. Правда берег здесь каменистый и течение приличное, но это ни кого не остановило. Мужская часть группы предпочла наблюдать купание с берега. Наверное сказалось малое количество горячительных напитков. :-)
    Следующий день, по нашим планам, должен был уйти на пересечение Тывы с запада на восток. От Кызыла мы направились в сторону Ак-Довурака. Там дорога уходила на север и через Саянский перевал мы должны были опять попасть в Хакасию. Пейзажи Тывы, как я уже отмечал выше, разительно отличаются от пейзажей Хакасии.

Дорога идет по дну котловины окруженной со всех сторон горами. Растительность в котловине довольно скудная, в основном травянистая. Лишь склоны далеких гор покрыты лесом. Кое где горы становятся разноцветными из-за выхода на поверхность различных геологических пород.
     Возле поселка Шагонар дорога проходит мимо священной для всех тувинцев горы Хайыракан. Это гора разительно отличается от всех близлежащих гор. Ее просто не возможно не заметить! Подробнее о горе и других достопримечательностях Тывы можно почитать здесь
       После Ак-Довурака дорога постепенно уходит из Турано-Уюкской котловины в горы. Суровость степи сменяется уютным окружением лесов на склонах гор. На полянах возле небольших речушек иногда попадаются тувинские юрты. Это стойбища пастухов.
          В одном таком уютном и безлюдном месте на берегу реки Ак-Суг останавились на обед и мы.

Ак-Суг - это небольшая быстрая горная река с чистейшей прозрачной водой. Опять наши женщины не упустили возможности искупаться не смотря на то, что вода очень холодная.

Дальше опять начался почти незаметный подъем в горы. Чем выше мы поднимались, тем реже становился лес вокруг. Потом он остался только в глубоких ложбинах, а вокруг раскинулась тундра. Мы забрались на Саянский перевал (2206 метров). Асфальт сменился щебенкой и одному из наших экипажей не повезло: было пробито колесо. Причем пробито так, что его можно было выкидывать. Кроме того немного помяли диск. Поставили запаску и двинули дальше.
      Если внизу в долине было тепло и уютно, то на перевале дул сильный холодный ветер. На соседних склонах кое-где лежали пятна снега. С перевала открылся красивый вид (если смотреть в сторону Тувы) на долину с небольшим озером.

Солнце катилось к закату и мы опять начали искать место для ночевки. Остановились в нескольких километрах перед поселком Кубайка на берегу красивой реки с красивым названием Она. В этот вечер были долгие посиделки у костра и спать легли около четырех часов ночи.
        Половину всего следующего дня потратили на поиски покрышки взамен пробитого колеса в небольшом городке Абаза. Импортной резины в поселке не оказалось. Мало того даже размера нужного не оказалось и пришлось купить зимнюю резину. Диск выправили на одной шиномонтажеке с помощью кувалды.
       Лесистые горы не долго радовали глаз и как-то очень неожиданно мы выехали в степь. Кругом вдоль дороги замелькали менгиры. В Хакасии иногда складывается такое впечатление, что дорога идет по старинному кладбищу. Перед поселком Аскиз остановились посмотреть на местную святыню -   Каменную старуху. Подробно почитать про менгиры и старуху можно здесь
К вечеру остановились на берегу реки Абакан. В это раз искупаться решили не только женщины. Вода в Абакане оказалась на удивление теплая. С удовольствием поплескались.
     Следующим на нашем маршруте местом была Саяно-Шушенская ГЭС. Перед аскизом свернули с трассы Абаза - Абакан вправо и перправившись по мосту через реку Абакан направились к Саяногорску. Саяногорск прошли по объездной и еще через минут сорок были в Черемушках. Да, действительно ГЭС - махина. И как только такую махину ухитрились построить люди!? На фото совершенно не чувствуется высоты (около 250 метров)
  Рядом с ГЭС памятник строителям ГЭС

На обратном пути возле Маинской ГЭС купили живой форели в форелевом хозяйстве. Решили вечером зажарить в фольге. Этот вечер решили ночевать на уже знакомом озере Тус. На следующи день нас покидала часть экипажей.
   По дороге к Тусу встретились с нашими одноклубниками по "402km.ru", тоже путешествующими по Хакасии.
 Вечером был прощальный ужин. Два наших новосибирских экипажа решили остаться еще на один день, а кемеровчане уезжали завтра.

Следующий день у нас был отмечен посещением Туимского провала в поселке Туим. Подробности про это свидетельство человеческой безалаберности (это мое личное мнение) можно посмотреть здесь. Место конечно не обычное, но честно говоря на меня не произвело особого впечатления. Хотя раз посмотреть стоит, так сказать для галочки.
      Так и кончился последний день нашего "Саянского кольца".
Последнее интересное место, которое мы увидели из далек с трассы был Сундук.
 И мы решили, что еще вернемся в Хакасию во что бы то не стало. Ведь еще много чего не увиденного нами осталось там.