Перевал Каянча

Продолжение.
Начало в статьях "Старый Чикет-Аман" и "Бомы Малого Яломана"

В Онгудайском районе Республики Алтай километрах в тридцати от Чуйского тракта, если по прямой, затерялась маленькая забытая богом деревенька с интересным, похожим на индейское названием Каянча. От куда такое название и что оно обозначает к сожалению выяснить не удалось. Рядом, кстати протекает речушка с таким же названием. Так вот, деревушка это особо ни чем не примечательна, сейчас в ней дворов десять осталось, да и в тех почти ни кто не живет. Раньше народу было больше, но после брежневского укрупнения большинство жителей разъехались кто куда... Подобная участь в те времена постигла сотни деревень в бывшем Советском Союзе.

Нельзя сказать, что деревня совсем никому неизвестна и полностью забыта. В туристической среде она получила свое признание прежде всего из-за подвесного моста, перекинутого через Катунь в нескольких километрах от деревни. Через мост можно было попасть в деревню с названием Каянча-2, (стало быть здесь мы ведем речь о Каянче-1). Раньше по нему даже можно было проехать на автомобиле, но сейчас мост в таком состоянии, что лично я бы не рискнул. Мост находится на пути нескольких пеших туристических маршрутов.
   Еще совсем недавно в деревню из районного центра можно было попасть двумя путями. Один вел по живописному ущелью Урсула, ну а второй сначала поднимался в горы вдоль русла ручья Кургайра, переваливал через безымянный хребет и дальше вел вдоль речушки Каянча до самой деревни. Место перевала через хребет тоже носит название Каянча.
    Вот так! Столько Каянч! Целое индейское племя )))))))

Базовый лагерь
День обещал быть солнечным

Именно перевал Каянча нас и заинтересовал. Высота его 1923 метра над уровнем моря и при хорошей видимости с вершины открывается живописнейший вид на лежащую где-то далеко внизу, на 1100 метров ниже, долину Урсула и поселок Онгудай. А за ними возвышаются вершины предгорий Теректинского хребта.

На подъеме
Первая остановка

Честно говоря, мы не надеялись, что заберемся на перевал Каянча в это время года. Летом по сухому конечно без проблем. А в начале мая?! Если внизу в долине Урсула уже вовсю резвилась весна и майское солнце просушило после весенней распутицы дороги, то в горах на высоте 2000 метров над уровнем моря возможно было все: и снег и грязь и внезапно налетевший ливень... Машины у половины собравшейся группы обычные "паркеты 4x4", да еще и на летней шоссейной резине. На полноценных джипах уверенности было бы побольше. Решили, что доедем до туда, до куда сможем, если что, повернем назад.

Вид с перевала
От туда снизу мы приехали

Почти на перевале

День с утра выдался солнечный, но по мере подъема в горы погода портилась, небо заволокло тучами, резко похолодало.

Пологий участок
Пологие участки подъема

Километров пять дорога шла по широкой ровной долине реки Талда, потом нырнула в узкое ущелье Кургайры. Затяжной, почти трехкилометровый каменистый подъем, за ним остановились передохнуть и остудить двигатели.  Здесь, на высоте 1390 метров начиналось царство лиственнично-кедрового леса.

На перевале
Добрались. Ночью здесь высыпал снег

Дальше сухая каменистая колея сменилась сырым черноземом с беспорядочно разбросанными на пути большими валунами. В случае хорошего дождя на этом участке могли бы появиться проблемы с дальнейшим подъемом. Кроме того, по мере приближения к вершине уклон становился круче. На высоте около 1650 метров дошли до границы снега. Это был свежий снег, возможно, что он выпал прошлой ночью.

Хребет
Явно выраженный хребет. Склоны в обе стороны

Стела
Природная стела

Наконец на высоте 1883 метра остановились на вершине перевала. В этом месте обзор вокруг застилают деревья, создается ощущение что находишься в обычном лесу, а не на вершине. Пошли пешком искать открытый участок. Метрах в трехстах от стоянки сквозь просветы среди кедров увидели Онгудай далеко внизу и за ним высокие снежные вершины северных отрогов Теректинского хребта. Красотища!!!

Вид с перевала

Внизу Онгудай
Вид на Онгудай и Теректинский хребет

Первые цветы
Вот такая у них весна

На перевале
Высота 2000 метров

Проводник, который сопровождал весь день нашу группу попробовал найти дорогу к вышке радиорелейной связи, которая находилась где-то рядом. От туда летом совершают свои полеты над долиной Урсула дельтапланеристы. Дорогу нашли, но она оказалась слишком сырой и непроходимой после ночного снегопада для половины автомобилей нашей группы. Как потом выяснилось, еще на подъеме на перевал мы проехали развилку, от которой можно было попасть к вышке РРЛ.

Дорога к РРЛ
Дорога к вышке РРЛ

На спуске
Спуск в долину Урсула

Дальше группа разделилась на две части. Джипы пошли дальше к Каянче по дороге вдоль русла одноименной речки ( вечером одного из них притащили в лагерь на веревке - в одном из бродов от удара о воду рассыпалась крыльчатка радиатора и пробила радиатор), а мы на наших "паркетниках" решили вернуться назад. Спускаться с перевала было однозначно легче, лишь пару раз остановились остудить тормозные колодки. Перед каменистой частью спуска устроили завтрак, нет, скорее обед на траве, под сенью шикарных кедров.  Здесь, кстати было значительно теплее, чем на перевале. Хотя высота изменилась всего метров на семьсот в сторону уменьшения.

Дорога вниз
Здесь теплее

Перекур

Стоянка
Где-то там вверху остался перевал

Цветы

Цветок
Цветы альпийских лугов

Уже перед самым Онгудаем в долине реки Талда на Субару Форестере пробили колесо - боковой порез. Как выяснилось позже, в Онгудае ремонт колеса с таким порезом не делают, только в Горно-Алтайске. Ну что делать!? Прокатились по районному центру в канун 9-го мая. О наступающем празднике свидетельствовало большое количество пьяного местного населения. На окраине поселка нашли родник с огромным ледником, который еще не успел растаять.

Помощники
Помощники )))

Центр Онгудая
Центральная площадь Онгудая

В центре Онгудая

Мария-ра
Здесь даже Мария-ра есть )))

На этом наши приключения в этот день не закончились. Было решено пробраться к деревне Каянча вторым маршрутом.  Если  хоте узнать, что из этого получилось, читайте продолжение.

А вот здесь можно посмотреть видео про тех, кто продолжил путь на джипах от перевала к деревне Каянча вдоль одноименной речки.