Старый Чике-Таман

Старый Чике-Таман


Старый Чике-Таман
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=A4wkn8ngfu4

Восточный спуск по новому тракту
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=l3yn_e5e7vA

   Наше традиционное ежегодное клубное открытие сезона на этот раз состоялось в Онгудайском районе Республики Алтай. Это сравнительно малоразвитый в туристическом плане район, хотя и находится он территориально в самом центре республики и его пересекает оживленная лента Чуйского тракта. Нет, конечно район имеет множество довольно известных достопримечательностей, но как-то так сложилось, что основная масса туристов оседает в Чемальском районе или же,  наоборот, сходу проскакивает Онгудай, устремляясь в поисках приключений в Улаганский, Кош-Агачский или Усть-Коксинский районы. Ни чего удивительного, так обычно делали раньше и мы! И, поскольку этой весной выдалась прекрасная возможность познакомится с Онгудайским районом поближе, решили не упускать случая. 


   Местом клубного сбора была выбрана поляна в паре километров от Чуйского тракта на берегу небольшой реки Урсул, которая пересекает весь Онгудайский район и несет свои воды в Катунь. Не далеко от лагеря в сам Урсул впадает совсем уже небольшая речушка, Малый Ильгумень. Именно на долины Малого и Большого Ильгуменей, берущих свое начало на отрогах Теректинского хребта, открывается вид с седла широко известного на Алтае перевала Чикет-Аман или Улегемского, как его еще называют по имени хребта, через который проложен тракт. 
    Но... Не будем торопить события! О перевале чуть-чуть позже...

Утренний снег
Утренний снег на соседних вершинах

   Погода этой весной в Сибири выдалась, мягко говоря не очень! Резкие перепады температуры, холодные ветры, моросящие дожди. Хотя на то она, наверное и Сибирь! Несмотря на слухи о всемирном потеплении, морозы зимой стоят под сорок, а лето осталось таким же коротким, как раньше!
   Алтай тоже встретил нас пронизывающим ветром и моросью. Ночью температура упала ниже нуля и у некоторых замерзли молнии на промокших с вечера палатках. Но какое было утро следующего дня! Густые облака скрывавшие всю ночь вершины окружающих долину Урсула гор на рассвете рассеялись и припудрили их тонким слоем снега. Выглянуло солнце и снежная "присыпка" засверкала в его лучах. 

Заморозки
Кинжал

Чуйский тракт
"Припудренные" горы. Чуйский тракт. 

   По алтайским приметам, если утром вершины близлежащих гор прикрыты низкими облаками, то значит день будет солнечный. Почти так и случилось! Правда Солнце было несколько непостоянным в этот день, как и во все последующие. Изредка налетала темная туча и сыпала на нас мелким весенним снегом. Хорошо, что снегопад был непродолжительным, всего через несколько минут ветер уносил тучи прочь и небо окрашивалось синевой.  У природы нет плохой погоды!

На перевале
Стоянка на перевале.

   Первой ключевой точкой нашего маршрута на этот день стал перевал Чикет-Аман. Этот перевал на Чуйском тракте не самый высокий, но он, без сомнения, самый красивый. Его высота составляет всего 1460 м. над уровнем моря, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. У тех, кто проезжаете по этому перевалу в первый раз, от крутизны подъемов, петляющей дороги, крутых обрывов и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину. 

Перевал
Вершина перевала. Вид в одну сторону.

Перевал
Вершина перевала в другую сторону. Небо проясняется.  

    Со смотровой площадки на вершине перевала хорошо видна тонкая ленточка старой дороги, старого перевала. Если перейти на другую сторону через проем в скалах туда, от куда открывается вид на долину Большого Ильгуменя, то можно увидеть вторую половину старого Чикет-Амана и самый крутой из его поворотов. Вдалеке, внизу две дороги - старая и новая опять соединяются. Именно старый Чикет-Аман заинтересовал нас на этот раз.
  
Стоянка на перевале
Стоянка на перевале

Зигзаг
Зигзаг. Вид на долину Большого Ильгуменя

    Сейчас эта дорога не используется, лишь туристы катаются по ней, что бы полюбоваться видами и представить себе то время, когда-то по дороге бегали, нет, скорее ползали "полуторки". В то время перевал сыскал себе дурную славу среди водителей. Это была дорога, про которую ходили легенды. Почти каждую неделю, а то и чаще перевал собирал себе черную дань людскими жизнями. Серпантин был очень крут и извилист, ширина проезда только для одной машины, разъезжались на поворотах. 

Петля
Петля. Кусочек старого перевала

Вид с вершины
Весна на перевале. 

Долина Малого Ильгуменя
Вид на долину Малого Ильгуменя. 
   
    На сколько представляется мне, в сухую погоду особых проблем с передвижением по Чикет-Аману не было, но зимой и после дождя должны были возникать определенные трудности со спуском и подъемом. Надо еще учесть, что и мощности моторов были не те, что сейчас (42 л.с. у первых "полуторок" ГАЗ-АА), груженая техника перегревалась, часто ломалась. Она и в наше время у многих перегревается на подъеме даже по новой трассе. На стоянке на вершине перевала часто можно увидеть машины с открытыми капотами.   
  
Просвет
"Новая" петля

Снег на перевале
Весенний снег на перевале

Подснежники
Подснежники

Уходящая вдаль дорога
Там встречаются старый и новый тракты. 

Снеговая туча
Идет снеговая туча

    Кстати, когда через Улегемский хребет прокладывали первую колесную дорогу, то на перевале Чикет-Аман, на высоте 1300 метров над уровнем моря открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Эта дорога вела в древности к китайскому перевалу (местные жители до сих пор показывают еле видные следы ее, на ней была даже найдена медная втулка от колеса телеги). Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты на ней были не круты, а подъемы - достаточно пологи. Эту в последствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу местное население считает китайской дорогой. Строительство этой дороги относят ко времени господства на Алтае кытаев (X-XII вв.).

Пешком по перевалу
Пешком по старому Чике-Таману.

На перевале
На вершине старого перевала.


   Женская половина нашей компании решила прогуляться по перевалу пешком, ну а мы... Не могли же мы бросить наши автомобили ))) Проехались и в одну сторону, и в другую. 
   Старая дорога постепенно разрушается. Бетонные плиты ограждения кое-где сползают вниз, ручьи промывают глубокие рытвины между колей, обочины зарастают молодой порослью кустарника и березок. Наверное лет через двадцать проехать здесь будет невозможно или по крайней мере очень рискованно. Природа забирает назад себе то, что когда-то отвоевал у нее человек.    

Спуск
На спуске

Петля
Поворот

Силуэт
Силуэт

    Со старого Чикет-Амана открываются красивые виды на новый. От сюда бросается в глаза, что проделанные работы по прокладке дороги через Улегемский хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал. Новая дорога через перевал была пущена в строй в 1984 году. Кстати, при разработках трассы было предложено несколько обходных вариантов. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена.

Спуск
Старая дорога

Заросли
Когда-то здесь ходили "полуторки"

Две дороги
Старый и новый.

Зигзаг
Первый поворот нового перевала.

Начало перевала
Конец спуска со старого перевала в долину Малого Ильгуменя


На вершине
На вершине.

Турист
Голубоглазый турист

    Так и живут две дороги рядом: одна потихоньку умирает, другая - новая и современная живет полноценной жизнью. Две дороги, две судьбы!  


Продолжение. Бомы Малого Яломана.



Комментарии

  1. Очень интересно было узнать о двух таких разных дорогах: много хороших фотографий, много новой информации для меня. Мы живем в удивительной стране и каждый уголок нашей страны таит столько нового и неизведанного. Путешествуя, мы открывает новые страницы, и Ваша статья лучшее тому доказательство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Айгуль, рад, что Вам понравилась статья. Заходите еще! Готовится еще несколько статей о весенней поездке на Алтай

      Удалить

Отправить комментарий

Если Вам понравился ну или не понравился (что конечно хуже) этот пост, то здесь Вы можете оставить свой комментарий.

Популярные сообщения из этого блога

Ванкор - поселок без адреса

Сотый меридиан - Эвенкия, Тура