Алтай 2011. На Курайский хребет

Этот день оказался просто подарком! Подарком во всех отношениях. Во первых, с утра ярко светило солнце. Во вторых, по небу ползли небольшие белые облака. Эти два фактора уже мечта фотографа-пейзажиста! В третьих, было тепло - что-то около 26 градусов. Ну а в четвертых... Как я уже писал в посте "Алтай 2011. Курайская степь", в предыдущий день над Северо-Чуским хребтом застряла огромная серая туча. Так вот, на радость нам, ночью эта туча украсила хребет снежным покрывалом. СЧХ засиял свежими красками и первозданной чистотой. Ну, собственно скоро все увидите сами!
    Путь наш лежал к безымянному высокогорному озеру, спрятанному среди многочисленных каменистых и безжизненных вершин Курайского хребта. Как сказал Игорь, организатор этого маршрута, озеро носит название "Озеро горных духов". Сослался он и на рассказ Ивана Ефремова и на Чорос-Гуркина и на ртутный рудник недалеко от озера. Ну что только не придумаешь, что бы завлечь туристов! Не стал я развеивать его легенду, одним "Озером горных духов" больше, одним меньше. Их ведь и так уже не мало по России. На карте же это озеро не имеет названия, просто безымянное озеро.  Но зато такое живописное!!!
     Нашими спутниками на сегодняшний день (да и на завтрашний тоже) стали такие же как и мы любители автопутешествий из Новосибирска Александр и Наташа и их четвероногий друг со странным именем Хрюня. Организатором маршрута, а так же по совместительству проводником и водителем УАЗа, на котором мы выдвинулись к озеру, был вышеупомянутый Игорь. Можно было конечно попробовать добраться до озера и сами, но это только в том случае, когда знаешь дорогу. А дорогу мы, естественно не знали, поэтому доверились Игорю, коренному акташцу, проработавшему, к тому же много лет на Акташском руднике и естественно хорошо знающему окружающие горы.
    Путь к озеру, точнее автомобильная его часть лежала через неработающий в настоящее время Акташский ртутный рудник. Дорога к руднику, надо сказать, с каждым годом становится значительно хуже. После того как разработки закрыли, за ней некому стало следить. Весенними ручьями промыло глубокие канавы и на поверхности выступили огромные валуны. На легковушке я бы не советовал туда соваться, хотя на руднике мы видели старенькую "Волгу".  Проехали мост через ручей Ярлыамры, вдоль которого идет дорога и почти перед самым терриконом, оставшемся от ртутных разработок свернули влево в гору. Через километр сделали первую остановку с видом на Айгулакский хребет, немного остудили двигатель УАЗа, перекурили и поехали дальше. Еще через километр на одной из развилок свернули  вправо. И вскоре, после одного из многих подъемов мы увидели СЧХ во всей его красе. Как он изменился за прошедшую ночь!!!  Утреннее солнце отчетливо прорисовало тени на склонах хребта. Свежевыпавший снег добавил контраста. Голубое небо и свежая зелень близлежащих склонов только усилили эффект.

Северо-Чуйский хребет со стороны Акташского рудника.
Высота места съемки 2370 метров. Рудник находится впереди, ниже нас на 200 метров.

Панорама Северо-Чуйского хребта

Рудника, точнее основных строений теперь не было видно. Они скрылись внизу, за пологим склоном горы, на которой мы находились. С противоположной стороны за нашими спинами открылся вид на вершину увенчанную мачтой РРЛ на высоте 3000 метров. К РРЛ по склону горы ведет дорога с небольшим серпантином. Говорят, что подъем по этому серпантину добавляет в кровь адреналина ни чуть не меньше, чем проезд по Кату-Ярыку.

Мачта РРЛ на высоте 3000 метров. Если приглядеться, то справа на склоне горы можно увидеть дорогу ведущую к мачте.

Полюбовались еще немного СЧХ, дальше должно было быть еще интересней. Спустились с перевала опять вниз к речке Ярлыамры и поползли вверх вдоль нее по правому берегу. В Ярлыамры впадает небольшой ручей, мы перебродили через него. Еще немного в гору и дорога оборвалась. Дальше начиналась пешая часть маршрута. Кстати, хочу сказать, маршрут похож на подкову - вернуться мы должны были не в точку старта. Надо отдать должное Игорю, кольцевой маршрут гораздо интереснее. И, кроме того, Игорь немного слукавил, приготовив нам пару приятных бонусов, о которых не сказал сразу.
  Заползли на первый подъем, с непривычки было тяжеловато. Немного отдышались на краю осыпи, с которой открывается красивый вид на долину Ярлыамры.

Вид с каменной осыпи перед курумником. Внизу вьется тонкой ленточкой Ярлыамры

Здесь тропа кончалась, дальше предстояло перевалить через огромный курумник. Забегая вперед скажу, что для большинства из нас эта часть маршрута оказалась самой тяжелой, дальше были и подъемы и спуски, но теперь уже по мягкому травянистому склону, по которому идти гораздо приятнее, чем карабкаться по камням. Ведь так хочется посмотреть по сторонам, а на курумнике без риска сломать ногу не возможно было поднять голову ни на секунду. Четвероногого друга с прикольным именем Хрюня пришлось тащить на руках, его короткие лапы оказались ни сколько не приспособленными для передвижения по пересеченной местности.

Где-то здесь теоретически проходит тропа.

Останки "древнего ящера"

По пути наткнулись на останки древнего ящера, ))) выбеленные солнцем и разбросанные по камням. Кстати сказать, я не зря вспомнил про древнего ящера. Неестественно ярко раскрашенные скалы вокруг, вьющаяся внизу по зеленой долине лента Ярлыамры, белоснежные вершины далекого хребта вдалеке  и полное отсутствие каких либо следов жизнедеятельности человека в пределах видимости  напоминали нам кадры из мультфильма "Земля до начала времен" (смотрели  с дочерью, когда она была маленькая). Слишком уж нереальным для нашего городского сознания был пейзаж.

На спуске с курумника

Слева каменный склон, справа сочная зелень - контрасты Курайского хребта.

Спустились с курумника к речке Ярлыамры, границе между камнем и сочной зеленью. Вода в речушке кристально чистая. Немного освежились. Несмотря на солнечный день здесь на высоте дул довольно прохладный ветерок и снимать ветровки не хотелось.

У ручья

Чистая, прохладная вода Ярлыамры

Перекур

Дальше предстоял длительный подъем по покрытому карликовой березой, густой травой и толстым слоем мха склону. Высота начала увеличиваться. Приблизительно на 2500 метров у дочери заболела голова, точнее появилось головокружение. Все-таки, она первый раз на такой высоте, началась адаптация. Приходилось часто останавливаться.

Приблизительно туда, к гребню между двумя скалами мы и шли.

Устала! Адаптация к высоте.

Курумник, через который мы прошли сверху казался кучкой щебня

И вот оно, наконец показалось! Озеро! Сначала краешек, потом все больше и больше... Сил сразу прибавилось, то ли от того что мы наконец дошли, то ли от вида озера... Его цвет! И кто сказал, что это Озеро Мертвых Духов. Лично я бы назвал это озеро Изумрудным. Ну не ужели кто-то не согласится!

Пришли!

Тем более, какое же это Озеро Мертвых Духов, когда на его берегах растут такие прекрасные ЖИВЫЕ цветы. Я, правда в них не разбираюсь, но все равно красиво!

Желтые маки в августе.

Вот такие симпатичные, да еще и на красном фоне

Еще букетик!

Мне проще передать красоту озера фотографиями, чем словами, так что просто посмотрите.

Краски!

Если отойти подальше...

А так, если совсем низко наклониться к воде.

Просто на память...

...и для души )))

Озеро расположено в небольшой впадине между цветных каменных пиков и вокруг него практически нет ветра, на воде лишь легкая рябь. Кстати, вода относительно теплая, несмотря на то что озеро расположено на высоте 2652 метра над уровнем моря. Существует оно, скорее всего за счет таяния скапливающегося зимой снега - не видно не втекающих, не вытекающих в озеро ручьев и уровень воды весной должен быть несколько выше, чем в конце лета. Ни какой живности в озере не видно - зимой оно, учитывая небольшую глубину полностью промерзает.
  Сидеть на берегу и любоваться видами можно было бесконечно, но нужно было двигаться в обратную дорогу. И вот тут Игорь преподнес нам первый сюрприз. В начале похода он клятвенно обещал, что сразу после озера будет спуск вниз в долину Ярлыамры. Теперь же "обрадовал", что придется на обратном пути подняться еще на одну высоту. Пришлось идти. ))) Проводнику виднее! Полезли на очередной подъем.

Все выше и выше!

Где-то на высоте 2715 метров мы оказались на небольшом перевале, ну или на гребне горы, с которого открылся новый вид. Перед нами, далеко внизу лежала вся Курайская степь, Северо-Чуйский хребет, видно было даже хребет Чихачева вдалеке, тоже укрытый свежевыпавшим снегом. СЧХ теперь уже не казался таким высоким, каким видишь его из степи. Говорят, что в иные дни, когда воздух особо прозрачен, от сюда можно увидеть Белуху. Я правда с трудом в это верю! Но чтобы проверить, желательно иметь при себе как минимум бинокль, ну или компас для определения азимута на Белуху.

Изумрудное озеро с перевала

СЧХ стал "несколько ниже"

Прошли по гребню еще немного вперед. Высота по навигатору 2733 метра. Выше идти было не куда - опасно, дальше растительности нет и склоны представляют собой крутые каменистые осыпи.

Панорама с высоты 2733 метра

Внизу Курайская степь. Хорошо, как с самолета видно поселок Курай и Кызыл-Таш.

На высоте!

Вид на мачту РРЛ, которая теперь чуть выше нас.
Курумник кажется теперь кучкой песка )))

Спуск назад лежал правее курумника (фото выше). Ну а там нас поджидал еще один бонус от Игоря. Если присмотреться к фото, то ниже курумника можно увидеть скальник. Там спрятался небольшой водопад все на той же уже известной нам речке Ярлыамры. Увидеть его можно, только подойдя почти вплотную метров на двадцать-тридцать.
  Спускаться было конечно гораздо легче. ))) Ноги сами несли вперед. Правда, тропы здесь, как и на всем остальном маршруте не было. Опять открылся шикарный "мезозойский" пейзаж из "Земли до начала времен", теперь уже с противоположного склона.

На спуске

Долина Ярлыамры. Земля до начала времен.

Альпийский мак

Где-то там исток Ярлыамры. Темно-синее небо на фото - результат работы поляризационного фильтра. Иногда получаются интересные эффекты.

Осыпь под курумником. Справа от осыпи среди коричневых скал спрятался водопад.

Что-бы увидеть водопад, нужно было сначала спуститься вниз к реке, а потом пройти метров двести вдоль нее вверх под скалы. Лезть пришлось по острым камням, рискуя порезать о них обувь и руки. Уставшая часть группы направилась к лагерю, а я все таки не смог удержаться и минут через десять увидел водопад!

Водопад на Ярлыамры

Водопад правда не велик, всего метров семь-десять с первого взгляда, но достаточно живописен среди окружающих его скал. Фото не передает масштаб. Сделав несколько снимков я побежал догонять остальных, ушедших далеко вперед по зеленой долине. Игорь, покинувший нас чуть раньше, уже успел вскипятить воду и вскоре мы пили чай из листьев собранной по дороге безумно пахнущей горной смородины на берегу ручья, впадающего в Ярлыамры.
    Потом был часовой спуск на базу и на этом наше путешествие к озеру закончилось. На следующий день намечался Бельтир, корабли пустыни, и эпицентр землетрясения 2003 года.