Алтай 2011. Курайская степь

Спустившись с Улаганского перевала следующей точкой нашего базирования мы выбрали небольшую, относительно недавно построенную базу в нескольких километрах от Акташа на берегу ручья Мёны. Кстати, база носит одноименное название. Эту базу мы выбрали не зря. Именно с нее организуется заброска и пешка к одному из многочисленных горных озер, затаившемуся среди вершин Курайского хребта. "Озеро горных духов" - так скажут вам на базе, но сколько их, "озер горных духов" можно встретить на Алтае, да и не только на Алтае... Что только не придумают гиды, что бы заманить туристов.

Озеро горных духов. Чорос-Гуркин. Г.И.

На сколько я знаю, настоящее "Озеро Горных Духов", которое изобразил Черос-Гуркин на одной из своих картин, и о котором упоминал Иван Ефремов находится между Катунским и Чуйским хребтами (если ошибаюсь, поправьте). Ну да ладно, дело не в названии, дело в том, что то озеро, к которому собрались мы, тоже очень живописно и достойно своего посещения. Ну да ладно, не буду лезть вперед, обо всем по порядку.
    О путешествии к озеру договорились только на завтрашний день, на сегодняшний день просто не было машины для заброски. Кстати, опять забегу вперед! Эта задержка на один день дала нам возможность увидеть Северо-Чуйский хребет в свежем снежном одеяле, от чего он стал выглядеть величественнее и ярче. Ведь к концу июля большая часть снега на его склонах тает и хребет несколько утрачивает свою привлекательность. Ну, да Вы сами все увидите на фотографиях.
   Естественно, пока мы ни о чем подобном не думали. Ну завтра, так завтра - решили мы! Сидеть весь день на базе!? Нет - это не для нас, и мы покатили в Курайскую степь, по которой уже катались несколько лет назад в поисках дороги до "перевалки". Курайская степь всегда нравилась мне. С одной стороны снежные вершины Северо-Чуйского хребта, с другой раскрашенные в разные цвета вершины Курайского. Между ними ровная, как стол сама Курайская степь, прорезанная вьющейся, окаймленной небольшой зеленой полосой леса лентой Чуи. И все это на относительно небольшом для понятия "степь" пространстве.

Холмы в Курайской степи

На въезде в степь с правой стороны от Чуйского тракта возвышаются небольшие, поросшие редким лесом холмы. К ним мы и устремились. Дорог там множество, выбирай любую! И большую часть из них проложили такие же, как мы путешественники. Это мы поняли чуть позже, большинство дорог доходят до вершин холмов и там и заканчиваются. Именно это нам было и нужно, хотелось забраться повыше и поснимать виды на долину Чуи и на СЧХ (Северо-Чуйский хребет).

Забрались на холм. На заднем плане гора Аржаная. Там мы были в прошлом году

Опять мы, но теперь уже на фоне Северо-Чуйского

К сожалению... Точнее сказать, к сожалению на сегодняшний день небо над СЧХ было затянуто тяжелыми тучами. И они все сгущались и сгущались. Скорее всего над СЧХ шел дождь. Здесь же в долине было прохладно и ветрено. Пришлось накинуть ветровки и прикрыться капюшонами.
   Прямо перед нами внизу змеилась Чуя, чуть дальше река Актру, хорошо просматривался ледник Малый Актру, на который мы лазили пару лет назад.

Чуя, Актру и Малый Актру вдалеке

Малый Актру поближе

С противоположной же стороны, за нашими спинами была совершенно другая картина. Над Курайским хребтом светило солнце и небольшие белые облака только улучшали вид, бросая причудливые тени на цветные склоны хребта. Этим, наверное мне и нравится Курайская степь - смотришь в одну сторону, видишь один пейзаж, но стоит только повернуться и теперь он абсолютно другой, не похожий на первый.

Освещенный солнцем Курайский хребет и мы на переднем плане.
Ну прямо реклама Тойоты. "Тойота - управляй мечтой" )))

А это собственно сама Курайская степь.
Если приглядеться, можно увидеть дома в поселке Курай

Холмы на противоположном берегу Чуи.
Где-то там проходит дорога на "перевалку"

Актру и Куркурек, самые высокие вершины хребта закрыты плотными тучами

Где-то там возле красной вершины в правом верхнем углу фотографии мы окажемся на следующий день

Растительность на склонах холмов довольно скудная, особенно с южной стороны. Этому способствуют относительно большая высота (около 1500 метров) и сухость климата Курайской степи. Даже в середине лета ночами здесь довольно холодно. Редкие лиственницы, кусты карликовой березки, заросли можевельника и мелкая трава - вот пожалуй и все, что видишь здесь.

Такой вот "натюрморт". Лиственница, вокруг пятно можжевельника, обрамленное кустами карликовой березки

Вид на Курайский хребет

Тоже самое, что и предыдущее, но чуток поближе.
Уж больно мне пейзаж понравился. )))

Погуляв по холмам, померзнув на холодном ветру решили спуститься в саму степь, за поселок Курай. Проехали по Чускому тракту в самый конец степи и свернули вправо на полевую дорогу. По пути нас остановили новосибирцы на "Калине", поинтересовались как им попасть на "перевалку". Мы объяснили дорогу, а спустя час увидели их опять у моста через Чую.
    Степь как я упоминал выше, ровная как стол. Когда-то давно,  в ледниковый или после ледниковый период в Чуйской степи, которая расположена выше относительно уровня моря было озеро. Иногда естественную природную плотину ограничивающую берега этого озера прорывало и тогда чудовищный вал воды устремлялся по ущелью Чуи вниз. Грунт поднятый потоком оседал в Курайской степи. Здесь находится одно из самых эффектных в мире полей гигантской ряби течения, образованной теми самыми паводковыми потоками.

Дорога в степи. Над СЧХ идет дождь.

Вид на Север

Курайский хребет

Случайно увидели пару журавлей. Я читал раньше, что они встречаются здесь. Попробовали подойти к ним поближе, но птицы поднялись в воздух и перелетели на безопасное расстояние. Потом наткнулись на пару гусей. Точнее говоря, на птиц, похожих на гусей. Их мы тревожить не стали.

Пара журавлей...

...пара гусей...

...еще одна пара )))  Белое пятно вверху слева - дождь над СЧХ

Ну а эта пока без пары. Дочь. Счастливая!  )))

В конце концов мы выехали к мосту через Чую. Дальше, на другом берегу дорога  уходила в сторону "перевалки" альплагеря Актру. Там мы уже были раньше.  Заморосил дождь, который притянуло со стороны гор и решено было закончить на сегодняшний день наши покатушки.  На завтра предстоял поход к высокогорному озеру на Курайском хребте.