Тельдекпень, Ороктой, Бельтертуюк

Алтай! Опять Алтай! Он продолжает манить своей неповторимой красотой! Он ни когда не надоедает. Сюда хочется возвращаться снова и снова. Здесь остается еще столько не пройденных нами дорог. А весенний Алтай - это что-то особенное! Склоны гор в это время года становятся сиреневыми - это цветет багульник. Высокогорные луга покрываются ковром подснежников, а в теплых долинах распускаются яблони и акация.
    И вот, как уже несколько лет подряд, мы едем на Алтай весной. Наш любимый клуб "402km.ru" проводит ежегодное и уже ставшее традиционным клубное "Открытие сезона" на Алтае. Что это такое - "открытие сезона"? Это встреча с друзьями и единомышленниками, это новые  путешествия, и возможно, что для кого-то новые открытия, это новые знакомства, это ночные песни у костра, и наконец, это просто единение с природой. Каждый раз "открытие" проводится в разных местах. На этот  раз местом сбора была выбрана поляна на базе "Удру", которая расположена на противоположном от небольшой горной деревеньки Куюс берегу Катуни. Живописное место, вокруг которого в большом количестве рассыпаны археологические памятники и различные достопримечательные места.
   Одним из интересных мест, встречающихся по пути на "Удру", является Ороктойский мост. Точнее не сам мост, а Тельдекпеньский порог, через который перекинут мост, поскольку это место является самым узким в среднем течении Катуни и поэтому удобным для постройки подвесного моста. Подробнее почитать о пороге можно здесь

Дорога на Чемал

Тельдекпеньский порог на Катуни. Вид с Ороктойского моста на юг.

Тельдекпеньский порог на Катуни. Вид с Ороктойского моста на север

Ороктойский мост

Вид с моста  открывается впечатляющий и мы, не смотря на то, что торопились в лагерь, остановились для небольшой фотосессии. Тем более, что вечерние краски еще более усилили красоту пейзажа.

Вечер

Несколько километров по каменистой дороге мимо древних курганов, небольшой перевал через сопку и крутой спуск к лагерю. Вот мы и на месте! Позади 685 километров пути от дома.

Перед закатом

Утро в лагере
        В это день в лагере насчитали больше сорока экипажей.

Поляна

Утренняя дымка

Наша группа

Обычно из лагеря организуются радиальные вылазки к различным достопримечательным местам в округе. Несколько экипажей объединяются в группу и выбирают себе маршрут. Так сделали и мы. Целью сегодняшней нашей поездки стал небольшой водопад Бельтертуюк на реке с одноименным названием.

Беседка на скале не неподалеку от базы

Вид на лагерь. Он внизу у реки. На противоположном берегу расположена деревня Куюс.

Небо над долиной возле Тельдекпеньского порога

Самое узкое место Тельдекпеньского порога

Вернулись через Ороктойский мост на противоположный правый берег Катуни и двинулись вверх по течению Катуни

В степи возле Куюса

Настя на фоне Куюса

Куюс. Небольшая деревенька в долине Катуни.

Красавицы

Каменистая дорога от Куюса до водопада очень живописна. Кое-где она вплотную прижимается к скалам, а иногда начинает петлять по небольшим долинам между сопками. Проехать здесь можно на любом автомобиле, но надо быть осторожным, что бы не пробить картер или не помять пороги.

Авто-фотосессия

Жалко бампер! Юля за рулем. Сергей командует.

Маленькая победа!

В пробке

Желающих посетить в этот жаркий майский день водопад Бельтертуюк оказалось на столько много, что перед мостиком у водопада образовалась небольшая пробка. Причем машины с нашего клуба составляли не самую большую часть пробки )))

Склоны гор укрыты сиреневым ковром багульника.

По словам местных, багульник в этом году имеет на такой насыщенный цвет, как в предыдущие годы . Возможно, малоснежная зима и ранняя сухая весна повлияли.

Дорожка-змейка

Вид с верхней части водопада Бельтертуюк на Катунь

Водопад Бельтертуюк не столь зрелищен, как вид, открывающийся с его верхней части. Возможно в большую воду водопад более интересен. В верхней части водопада имеется небольшая природная ванна, в которой некоторые  смельчаки из наше группы искупались. Благо, что день выдался жаркий. Рядом с водопадом проложена дорога, уходящая вверх вдоль речушки Бельтертуюк. Дорога вьется по узкому ущелью, склоны которого покрыты ельником и багульником. Нижнюю часть дороги размыло видимо вовремя весеннего паводка, но дальше она вполне проходима.

Дорога вдоль реки Бельтертуюк

Ущелье Бельтертуюк

Вот что окрашивает горы

Акация

Подснежник

После водопада заехали на шикарный песчаный пляж на Катуни. Такие пляжи можно по пальцам пересчитать на горном участке реки. Да и все они очень небольшие. Этот-же! Огромный, укрытый от глаз людских, рядом широкая заводь со спокойным течением. Просто райское место! Сразу почему-то вспомнился фильм "Пляж".
   Перекусили, передохнули и двинулись обратно на базу. По пути опять остановились на Ороктойском мосту. Ну не возможно проехать мимо не остановившись! Посмотрели, как проходят порог сплавщики.

Сплавщики на Тельдекпеньском пороге

На противоположном берегу поселок Куюс, а внизу наш лагерь.

Вид на долину Айрыдаш. Она начинается сразу за Куюсом по правому берегу Катуни. Долина Айрыдаш известна большим количеством петроглифов, стоянками древнего человека, захоронениями.

Вид на север. Дорога уводит в долину. по которой рассыпано множество небольших курганов.

Так некоторые передвигаются по территории базы))

Вечером полазили по окрестным скалам, покатались на лошадях.
   Так закончился второй день нашего путешествия. Продолжение и рассказ про то, как мы "брали" Ороктойский перевал во второй части.

Ну а на зимний порог Тельдекпень и Ороктойски мост можно посмотреть в видео ниже