Увидеть Белуху...

Рассказ о походе к Белухе Игоря и Евгении Сусловых (Garik, клуб "402km")

Нажмите для увеличения

Ездить уже 12 лет на Горный Алтай и не увидеть ее сердце - Белуху?
  Меня все время это мучило, но, я понимала, что одного желания мало, автодорогу туда не проведут, да и не нужно, а пешком или на конях, мне казалось, я с этим не справлюсь. Оставалось только мечтать и смотреть чужие фотографии. Муж мой, Игорь,  ходил в поход к Белухе в 2007 году и был в полном восторге, так интересно рассказывал и вызывал у меня постоянную зависть.
   Но в марте 2012 года Женя (Havk) опубликовал на сайте 402km.ru отчет о походе к Белухе. Я прочитала его, и это было последней каплей.
  Мысль о походе к Белухе стала точить меня постоянно, и, наконец, я рассказала о своей идее Игорю. Я думала, что он посмеется надо мной, я успокоюсь, и на этом все закончится.

Но я не угадала. Игорь не высмеял меня, зная мою упертость, он решил сделать так, что я сама откажусь. Мне был приготовлен рюкзак для начала около 9 кг, и мы поехали в Заельцовский парк. Четыре километра были пройдены легко. Затем был рюкзак в 12 кг, 15 кг. Он поверил в меня, да и сам загорелся идеей, так как, оказывается, тоже хотел сходить к Белухе еще раз.
  Так с мая началась материальная, моральная и физическая подготовка к походу.
  Физическая подготовка состояла в ежедневном специально подобранном комплексе упражнений для укрепления мышц и связок ног и еженедельных походах с рюкзаками с полной выкладкой. Один раз вечером после работы 5-6 км и в выходной 10-12 км
   Для себя мы решили, что мой рюкзак будет весить 15 кг, Игоря-25 кг. На недельный поход вполне хватит.
  И тут началась материальная подготовка. Как оказалось, при большом количестве туристического шмудряка, у нас много чего нет для пешего похода. Была куплена двухместная палатка, рюкзак для Игоря, набор кастрюлек, газовая горелка у нас была, еще один спальник, треккинговые кроссовки для меня. Большую часть времени заняло обсуждение количества и содержания продуктов питания для похода. Закупали супы, каши, тушенку, галеты, снимали пробы. Потом все вещи перевешивали на весах.
   Еще одна проблема была в том, что спать придется на пенках, а это твердо, и обычно у меня утром болит спина.  Для этого тоже провели эксперимент - спали на пенках на полу, благо в городе стояла жара, и спать на полу было в удовольствие.
   Я уже было расстроилась, что из-за проблем со сном на пенках придется все отменить,  но в Интернете  была найдена альтернатива - тонкий самонадувающийся коврик толщиной 2,5-3см. Мы купили в «Активном отдыхе» самонадувайку Tramp 2.5. Если обычная пенка весила 500 гр. , то коврик - 950 гр. Вес, конечно, прибавлялся, но удобств значительно больше.
   А психологическая подготовка состояла в том, что Игорь постоянно мне рассказывал о сложностях похода и про камни, ручьи и про медведей, но я решила, что в этом году я должна увидеть Белуху.
  Пути отхода тоже были продуманы, в крайнем случае я увижу Уймонскую степь и сходим на Мультинский озера, до Нижнего всего 12км, дойдем.
   И вот все готово, отпуска получены, все домашние дела улажены, машинка готова, все уложено в рюкзаки, в пять утра старт, но до последнего не верится.
   Как мы добирались до Тюнгура, я рассказывать не буду,  многие уже ездили по этому маршруту, и ничего нового я не открою. Туда мы поехали через Чергу, дорога стала хуже, чем в прошлом году, особенно в районе Кукуйского перевала. Пограничников прошли довольно быстро за полчаса, тем более, что у нас были заполнены заявления.
   Палатку поставили на базе «Высотник», там же оставили на время похода машину. База неплохая, но цены «конские», палатка на одну ночь-200 рублей с человека, стоянка машины-80 рублей/сутки, баня маленькая-1000 руб/час, большая-1500 руб/час.

Нажмите для увеличения

Еще не очень понравилось отношение к заброске на стоянку «Три березы». Администратор на наш вопрос, как это организовать, сказала, что они этим не занимаются, идите в деревню. Мы конечно в деревню не пошли, а обратились к охраннику базы, он нам сказал, что  утром приезжают из деревни к воротам ЗИЛ, трактор или Уазик и можно договориться. Если не получится, решили пойдем пешком через перевал Кузуяк.
   И тут на базе у меня стал проявляться комплекс неполноценности. Вокруг такие матерые походники - обросшие, закопченные у костров, молодые, высокие и сильные, а я … Но обратной дороги уже не было. Игорь сказал: «Ладно не переживай, докуда дойдем» и я поняла, что докуда надо туда и дойдем.
   Утро было солнечным, жарким, настроение прекрасным. Кемпинговая палатка сложена, все вещи кроме рюкзаков убраны в машину (не скучай, Бычок, мы скоро вернемся), и в 10-00 приходит Уазик. Мы вдвоем и еще семья из трех человек едем до стоянки «Три березы». Дорога заняла около двух часов, один раз буксовали, один раз выходили на крутом спуске, но в общем по сравнению с дорогой на Мультинские озера дорога неплохая.
   Ну, вот и настал «момент истины».
   - Пора. Надевай рюкзак и пошли,- сказал Игорь. И тут я поняла, что настало время, когда уже нет пути назад и надо идти. Ноги стали ватными, сердце билось учащенно. Рюкзак лег на спину как-то не так, и вообще легкая паника охватила меня. Казалось под ногами не лесная тропа, а скользкий лед. Первая переправа через ручеек по камешкам показалась очень сложной, Игорь подавал мне руку, и я, с трудом удерживая равновесие, переходила ручеек.
   Так начала осуществляться бредовая идея, засевшая у меня в голове весной - увидеть Белуху своими глазами.

Постепенно ноги окрепли, рюкзак улегся, а главное кругом было так красиво, все хотелось потрогать, понюхать, поближе разглядеть, что забывалось и про рюкзак и про корни и камни на тропе.
   Первая часть нашего пути проходила на высоте 200-300 м выше русла Аккема и мы его почти не видели, только слышали внизу шум ревущей воды. Шли мы  не торопясь, да и дорога постепенно уходила вверх и не давала разогнаться. Погода весь день была прекрасная, рюкзак не особенно напрягал, больше всего уставали ноги от постоянных подъемов и переступаний через камни и корни. Растительность в первый день была еще равнинной заросли дикой малины, крапива, березки, ели, сосны.  Навстречу нам время от времени встречались группы туристов. Что мне понравилось, на тропе все улыбаются и здороваются, хмурых и злых лиц нет, и даже если ты устал,  получаешь какую-то моральную поддержку. Самое смешное, что все спрашивают друг у друга, сколько идти до какого-нибудь объекта, и отвечают обычно так: «Да недалеко, минут пятнадцать ходьбы», на самом деле можно идти и полчаса, ведь скорость у всех разная. Поэтому мы не спрашивали, у нас был навигатор с забитыми точками, и мы в основном ориентировались. На этом участке пути не очень много стоянок, так как они обычно у ручьев, а ручьев то было мало.
  Около пяти часов вечера мы вышли на полянку, где можно было поставить палатку, женщина, отдыхавшая там, сказала, что дальше в 15 минутах хода есть еще одна стоянка на 1-2 палатки, а потом идет крутой спуск к Аккему и начинаются каменные осыпи («прижимы»). Мы решили, что на сегодня хватит и остановились на ночевку.

За вечер полянка вся заполнилась палатками. Гречневая каша с тушенкой, чай со сгущенкой, сто грамм водки из пластиковой бутылки за успешное начало пути, немного посидели у костра и спать. Ночь прошла спокойно, только возле палатки бурундуки постоянно грызли кедровые орехи и рано утром разбудили пронзительные крики кедровок.
   С вечера прошел небольшой дождик , и утром небо было все затянуто, но было тепло. Около 9-00 выдвинулись  в путь.

Во время спуска к Аккему пошел дождик, и когда мы подошли к осыпям, камни были мокрые.

Осыпей было семь участков с камнями разного размера, но проходить нужно их либо по краю около воды, либо подниматься выше. В общем, мы прошли все кроме одного благополучно.

На одном прижиме мы не разглядели тропу – поднимающуюся вверх и пошли низом, а там камни в человеческий рост и надо было прыгать через расселину с рюкзаком. Это было выше моих сил. Пришлось Игорю перенести мой рюкзак, а я потом налегке перелезла. Тут о тяжести рюкзака не думалось вообще, потому, что все внимание было сосредоточено на том, куда наступить и как не упасть. А дождик сыпал и сыпал. Мы надели чехлы на рюкзаки, накинули плащи и двинулись дальше. Хоть и мокрым идти было тепло.

Погода сделала нам подарок, в районе  впадения реки Текелю небо развиднелось, появилось солнышко, мы встали пообедать и отдохнуть.
   Когда мы уже собрались в путь,  увидели на поляне большого зайца, причем нас он совсем не боялся, только косился,  и когда мы стали приближаться,  чтобы получше его сфотографировать,  лениво упрыгал в кусты.

Погода нас не сильно баловала, и снова пошел  моросящий дождь. Мы прошли еще часа два, увидели уютную стоянку  на берегу Аккема на несколько палаток и решили встать на ночевку. Под развесистым кедром мы стояли часа два, с надеждой выискивая на небе просветы. Одежда вся промокла,  стало ужасно холодно. Палатку не поставить, костер не развести. И тут стала закрадываться мысль, какая же я дура и зачем мне все это надо.

Игорь посмотрел на мои синие губы и достал из рюкзака водку. Несмотря на мои отнекивания , что я  из горла и без закуски не могу, мне пришлось выпить пару глотков, запив водой из ручья, после чего жизнь немного стала налаживаться. А тут и небо услышало наши мольбы, появились просветы, дождь прекратился. Быстренько поставили палатку, на газе сварили ужин и чай. Вечер провели, попивая чай и глядя на светящуюся в закатном солнце макушку Белухи.

Ночью дождя не было, и утро следующего дня было солнечным, радостным.

Сегодня я ее увижу!  Идти оставалось немного,  и мы решили не торопясь просушить вещи, а потом уже двигаться дальше. Но,  не тут то было, как только мы все развесили, из-за горы появились тучи и стали быстро застилать все небо. Быстро меняем планы, закидываем все в рюкзаки, натягиваем мокрую одежду и в путь. Дождь, то затихающий, то переходящий в град сопровождал нас до Аккемского озера.
   Около 14-00 мы дошли до озера, помесили грязь на тропе и решили далеко не ходить и встать лагерем немного не доходя домиков Гидрометеослужбы (ГМС).
   Стоянку нашли небольшую на 1-2 палатки и немного на горке, ее с тропы не видно и открывается вид на долину Ярлу, Аккемское озеро и Белуху. И еще большое преимущество, что палатку  поставили под кедром и мелкий моросящий дождь не пробивал плотные лапы дерева. А дождь все шел и шел, и стало заметно холоднее, уже чувствовалась высота и близость ледников. Игорь с трудом развел костер, приготовили «праздничный»  ужин из тушенки и гречки, отметили наш приход и полезли греться в палатку. Правда согреться не пришлось, даже в спальнике и в одежде пробирал холод, палатка наша оказалась не очень приспособлена  для такого климата.

Дорога в долину Ярлу

Наша стоянка

Вот так сурово встретила нас Белуха

Ночью к нам приходили гости. Проснулись от того, что кто-то ходит возле палатки, причем явно не бурундук, возникла мысль « Медведь!!!». Полежали,  подождали, топот не прекращался. Игорь все-таки выглянул из палатки и начал на кого-то сильно ругаться, кого-то выгонять, ну, думаю, явно не медведь, на него он бы так не стал. Оказалось, это кони, на которых возят туристов через Кара-Тюрек,   сбежали и паслись возле нашей палатки. Выдохнули, посмеялись и уснули дальше.
   Утро не принесло хорошей погоды. По небу бежали тучи, и временами сыпал дождь. Но сидеть в палатке не хотелось, и мы решили попытаться дойти до ледников сколько сможем. Но до ледников не дошли, так как дождь не прекращался, и камни были очень скользкие. Да и Белуха никак не хотела нам показываться. Выглядывала из-за туч кусочками, пытались ее фотографировать, но получалось очень плохо. Я ее уж всячески уговаривала и какими только словами ласковыми не называла, но видимо она считала, что я еще не заслужила счастье увидеть ее во всей красе.

Специфический юмор спасателей

На Аккемском озере очень оживленно

Мостик через Аккем

Белуха спряталась в облаках

Водопад на реке Ак-Оюк.

Если подняться наверх, там дорога в Долину семи озер. Мы не поднялись. Было очень скользко.
   К вечеру дождь прекратился, небо стало очищаться, зато сильно похолодало. Пришлось одеть все, что было, но я поняла, что было мало теплой одежды. Посовещавшись за ужином,  решили утром, не спеша выдвигаться в обратный путь.
   И вот тут эта «капризная блондинка» решила нас вознаградить. Я утром выглянула из палатки и застыла от восторга. Вот она на фоне голубого неба, вся в лучах рассвета, белая и искрящаяся так, что глазам было больно. Игорь быстренько расчехлил фотоаппарат и начал фотосессию. Я же просто села на камень и сидела, смотрела не отрываясь, (медитировала, как говорит Игорь).

Завтрак и сборы откладывались. Насмотревшись и нафотографировавшись, сели завтракать, и тут стали появляться коварные мысли, может быть еще останемся на денек, сходим в долину Ярлу или поднимемся к семи озерам. Но посовещавшись, решили все-таки выдвигаться домой. План-минимум мы выполнили, погода нестабильна и есть вероятность, что она опять испортится, да и мое колено болело и распухло, и нужно было поберечь силы на обратную дорогу. Вышли мы в обратный путь часов в 11 утра. До «Трех берез» за один день мы вряд ли бы смогли дойти, решили переночевать где-нибудь в районе каменных осыпей. Обратный путь был полегче, погода радовала. Делали привалы на полянках, подкрепляясь черникой и брусникой. Грибов тоже было  много, некоторые туристы идут и собирают. На привалах варят грибной супчик.

Вид на Аккем

Лесная тропинка

Переправа

Каменные осыпи

Вечером нашли стоянку на 1-2 палатки возле тропинки. Вечер запомнился тем, что к нам присоединился турист-альпинист из Москвы, он шел один и хотел сделать восхождение на Белуху. Причем это была его уже третья попытка, до этого погода не позволяла. Время провели за беседами,  он угощал нас салом, мы его галетами. Сделали вывод, что туристы это не увлечение, это состояние души, это какое-то братство, и место жительства туриста никак не отражается на его характере (турист из Москвы и москвич-это понятия разные).

На следующий день было запланировано дойти до « Трех берез» и попытаться оттуда доехать до «Высотника» на машине. Если же не получится, то переночевать там и еще один день топать через перевал Кузуяк. Поэтому решили не останавливаться на полноценный обеденный привал, а перекусить на ходу. Погода была чудесной, тропа после дождей подсохла и, не смотря на боль в колене, к «Трем березам» планировали подойти часам к трем.

Грибы

Еще Аккем

Не доходя около километра до стоянки решили, что Игорь пойдет вперед, чтобы задержать машину, а я потихоньку дохромаю. Когда я вышла на полянку, Игорь встретил меня такой радостный,  уже разутый и с бутылкой пива в руке. Никогда не думала, что буду так радоваться этому напитку. После недельного питья воды и чая, пиво показалось нектаром.

Это просто кайф!

Натюрморт

Турист

Машина ушла не дождавшись нас минут пятнадцать назад, но вечером трактор с прицепом должен был привести группу туристов. Времени был вагон, мы хорошенько отдохнули, сварили горячий обед и улеглись в тенечке спать.

К вечеру на полянке стало многолюдно, подходили группы и разбивали лагерь. Вечером подошел трактор с телегой. Мне конечно приходилось ездить и на уазиках и на ГАЗ-66–ом, но в прицепе к трактору- это просто не передать словами. Нас было шестеро в тележке, когда трактор шел на подъем, все вместе с рюкзаками уезжали назад, на спуске - вперед. Стемнело, на небе высыпали звезды, и мы любовались ими,  в общем-то было весело. Часа через три пыльные, уставшие мы прибыли на базу, и первым делом пошли здороваться с «Бычком» (так Игорь называет нашу машинку). Разбили на полянке палатку, в кафе на базе  поужинали и спать.
    Если бы не утреннее солнышко, накалившее палатку, валялись бы до обеда, но стало душно, да и  голод проснулся. Яичница с помидорами и сырнички со сметаной после  недельной каши были просто божественными. И вообще радовало все, и сидение на мягком кресле, и лежание на мягкой самонадувайке.  После завтрака решили найти базу с хорошей баней, там пару дней поматрасничать. Нашли  гостевой дом «Портал Белуха». Он есть в Усть-Коксе и в селе Чендек. Мы выбрали село Чендек, там как-то ближе к природе. Домик стоит на  окраине села, в доме  четыре комнаты, туалет и душ, есть баня и летняя кухня. За 1200 сняли комнату на двух человек, дом новый, пахнет кедром. После бани, ужина  с шашлыком и пивом и сна в мягкой постели  утром  были просто счастливы. Днем покатались по Уймонской долине, она всегда радует, там как-то дышится легко. и завидуешь людям, которые там живут. Познакомились с администратором гостевого дома. Оказалось она из Новосибирска, закончила  Сибстрин, жила в Академгородке, и вот уже тридцать лет как уехала в Уймонскую долину и живет там. Она не смотрит телевизор, читает книги и от нее веет каким-то покоем. Человек просто счастлив.

Уймонская долина

Поля налево, поля направо

Почти сельская идиллия, только мужичок по сотовому разговаривал

Наш гостевой домик

Вечером пили чай на улице и смотрели на макушку Белухи в лучах заката, было грустно, что все так быстро закончилось.

Утром выдвинулись домой.
   Так и закончился мой первый в жизни пеший поход, но теперь думаю не последний, теперь в голове куча идей, главное чтобы хватило здоровья и все сложилось.
   После приезда долго разбирали свои ошибки и находки и делали выводы на будущее.
  И самое главное, ничего бы не произошло без всяческой поддержки Игоря. Он поддержал мою бредовую идею, помог ее воплотить и помогал преодолевать трудности похода. Спасибо ему большое. Если есть на кого опереться - все сбудется !!!