Старый Чике-Таман
Старый Чике-Таман
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=A4wkn8ngfu4
Восточный спуск по новому тракту
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=l3yn_e5e7vA
Наше традиционное ежегодное клубное открытие сезона на этот раз состоялось в Онгудайском районе Республики Алтай. Это сравнительно малоразвитый в туристическом плане район, хотя и находится он территориально в самом центре республики и его пересекает оживленная лента Чуйского тракта. Нет, конечно район имеет множество довольно известных достопримечательностей, но как-то так сложилось, что основная масса туристов оседает в Чемальском районе или же, наоборот, сходу проскакивает Онгудай, устремляясь в поисках приключений в Улаганский, Кош-Агачский или Усть-Коксинский районы. Ни чего удивительного, так обычно делали раньше и мы! И, поскольку этой весной выдалась прекрасная возможность познакомится с Онгудайским районом поближе, решили не упускать случая.
Местом клубного сбора была выбрана поляна в паре километров от Чуйского тракта на берегу небольшой реки Урсул, которая пересекает весь Онгудайский район и несет свои воды в Катунь. Не далеко от лагеря в сам Урсул впадает совсем уже небольшая речушка, Малый Ильгумень. Именно на долины Малого и Большого Ильгуменей, берущих свое начало на отрогах Теректинского хребта, открывается вид с седла широко известного на Алтае перевала Чикет-Аман или Улегемского, как его еще называют по имени хребта, через который проложен тракт.
Но... Не будем торопить события! О перевале чуть-чуть позже...
Утренний снег на соседних вершинах
Погода этой весной в Сибири выдалась, мягко говоря не очень! Резкие перепады температуры, холодные ветры, моросящие дожди. Хотя на то она, наверное и Сибирь! Несмотря на слухи о всемирном потеплении, морозы зимой стоят под сорок, а лето осталось таким же коротким, как раньше!
Алтай тоже встретил нас пронизывающим ветром и моросью. Ночью температура упала ниже нуля и у некоторых замерзли молнии на промокших с вечера палатках. Но какое было утро следующего дня! Густые облака скрывавшие всю ночь вершины окружающих долину Урсула гор на рассвете рассеялись и припудрили их тонким слоем снега. Выглянуло солнце и снежная "присыпка" засверкала в его лучах.
Алтай тоже встретил нас пронизывающим ветром и моросью. Ночью температура упала ниже нуля и у некоторых замерзли молнии на промокших с вечера палатках. Но какое было утро следующего дня! Густые облака скрывавшие всю ночь вершины окружающих долину Урсула гор на рассвете рассеялись и припудрили их тонким слоем снега. Выглянуло солнце и снежная "присыпка" засверкала в его лучах.
Кинжал
"Припудренные" горы. Чуйский тракт.
По алтайским приметам, если утром вершины близлежащих гор прикрыты низкими облаками, то значит день будет солнечный. Почти так и случилось! Правда Солнце было несколько непостоянным в этот день, как и во все последующие. Изредка налетала темная туча и сыпала на нас мелким весенним снегом. Хорошо, что снегопад был непродолжительным, всего через несколько минут ветер уносил тучи прочь и небо окрашивалось синевой. У природы нет плохой погоды!
Стоянка на перевале.
Первой ключевой точкой нашего маршрута на этот день стал перевал Чикет-Аман. Этот перевал на Чуйском тракте не самый высокий, но он, без сомнения, самый красивый. Его высота составляет всего 1460 м. над уровнем моря, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. У тех, кто проезжаете по этому перевалу в первый раз, от крутизны подъемов, петляющей дороги, крутых обрывов и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину.
Вершина перевала. Вид в одну сторону.
Вершина перевала в другую сторону. Небо проясняется.
Со смотровой площадки на вершине перевала хорошо видна тонкая ленточка старой дороги, старого перевала. Если перейти на другую сторону через проем в скалах туда, от куда открывается вид на долину Большого Ильгуменя, то можно увидеть вторую половину старого Чикет-Амана и самый крутой из его поворотов. Вдалеке, внизу две дороги - старая и новая опять соединяются. Именно старый Чикет-Аман заинтересовал нас на этот раз.
Стоянка на перевале
Зигзаг. Вид на долину Большого Ильгуменя
Сейчас эта дорога не используется, лишь туристы катаются по ней, что бы полюбоваться видами и представить себе то время, когда-то по дороге бегали, нет, скорее ползали "полуторки". В то время перевал сыскал себе дурную славу среди водителей. Это была дорога, про которую ходили легенды. Почти каждую неделю, а то и чаще перевал собирал себе черную дань людскими жизнями. Серпантин был очень крут и извилист, ширина проезда только для одной машины, разъезжались на поворотах.
Петля. Кусочек старого перевала
Весна на перевале.
Вид на долину Малого Ильгуменя.
На сколько представляется мне, в сухую погоду особых проблем с передвижением по Чикет-Аману не было, но зимой и после дождя должны были возникать определенные трудности со спуском и подъемом. Надо еще учесть, что и мощности моторов были не те, что сейчас (42 л.с. у первых "полуторок" ГАЗ-АА), груженая техника перегревалась, часто ломалась. Она и в наше время у многих перегревается на подъеме даже по новой трассе. На стоянке на вершине перевала часто можно увидеть машины с открытыми капотами.
"Новая" петля
Весенний снег на перевале
Подснежники
Там встречаются старый и новый тракты.
Идет снеговая туча
Кстати, когда через Улегемский хребет прокладывали первую колесную дорогу, то на перевале Чикет-Аман, на высоте 1300 метров над уровнем моря открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Эта дорога вела в древности к китайскому перевалу (местные жители до сих пор показывают еле видные следы ее, на ней была даже найдена медная втулка от колеса телеги). Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты на ней были не круты, а подъемы - достаточно пологи. Эту в последствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу местное население считает китайской дорогой. Строительство этой дороги относят ко времени господства на Алтае кытаев (X-XII вв.).
Пешком по старому Чике-Таману.
На вершине старого перевала.
Женская половина нашей компании решила прогуляться по перевалу пешком, ну а мы... Не могли же мы бросить наши автомобили ))) Проехались и в одну сторону, и в другую.
Старая дорога постепенно разрушается. Бетонные плиты ограждения кое-где сползают вниз, ручьи промывают глубокие рытвины между колей, обочины зарастают молодой порослью кустарника и березок. Наверное лет через двадцать проехать здесь будет невозможно или по крайней мере очень рискованно. Природа забирает назад себе то, что когда-то отвоевал у нее человек.
На спуске
Поворот
Силуэт
Со старого Чикет-Амана открываются красивые виды на новый. От сюда бросается в глаза, что проделанные работы по прокладке дороги через Улегемский хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал. Новая дорога через перевал была пущена в строй в 1984 году. Кстати, при разработках трассы было предложено несколько обходных вариантов. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена.
Старая дорога
Когда-то здесь ходили "полуторки"
Старый и новый.
Первый поворот нового перевала.
Конец спуска со старого перевала в долину Малого Ильгуменя
На вершине.
Голубоглазый турист
Так и живут две дороги рядом: одна потихоньку умирает, другая - новая и современная живет полноценной жизнью. Две дороги, две судьбы!
Очень интересно было узнать о двух таких разных дорогах: много хороших фотографий, много новой информации для меня. Мы живем в удивительной стране и каждый уголок нашей страны таит столько нового и неизведанного. Путешествуя, мы открывает новые страницы, и Ваша статья лучшее тому доказательство.
ОтветитьУдалитьАйгуль, рад, что Вам понравилась статья. Заходите еще! Готовится еще несколько статей о весенней поездке на Алтай
Удалить