Уймонская степь. По следам Рериха
Мы ехали домой. Позади были Курай, Башкаус, Бельтир, позади были новые открытые нами для себя места, позади было несколько удивительных дней нашей поездки. Позади были те горы, к которым мы стремимся вернуться каждый год, несмотря на то, что казалось бы знаем их уже наизусть. За несколько лет наших поездок они стали уже почти родными. Это я про Курай, Чуйскую степь, Улаганский перевал... Любим мы эти места, это наш Алтай!
В один из дней поездки нам позвонили из дома. Возникли некоторые проблемы и нужно было срочно менять планы. Так всегда! Ну кто придумал сотовый телефон!!! Конечно, ни чего страшного дома не случилось, но корректировка планов все равно требовалась. Так мы поехали домой, хотя изначально поездка намечалась на более длительный срок. Настроение, конечно было никакое, по дороге мои девчонки молчали. Молчал и я. Всегда было грустно уезжать с Алтая, а тут еще и раньше, чем планировали! На душе было такое чувство, что мы чего-то не доделали или что-то забыли. Но это был еще не конец...
"Нет, я еще не хочу домой, я еще не наотдыхалась"- неожиданно сказала жена, когда мы проехали Чике-Таман. Я молчал! " Я тоже еще куда-нибудь съездила" - обрадованно поддержала маму дочь. Ну а мне именно это и было нужно ))) Быстро скорректировали планы, так сказать расставили приоритеты и свернули за Туэктой в сторону Усть-Кана. В тех местах раньше нам еще не довелось побывать, решили восполнить пробелы в познании Алтая. Конечной точкой выбрали Усть-Коксу, точнее село Верхний Уймон, где находится музей Н.К. Рериха. Эта часть нашего маршрута должна была стать так сказать культурной частью программы без экстрима и фанатизма ))).
Ну что же, с утра день начался хорошо, погодка была хорошая, ни что не предвещало беды, как говориться. Протряслись по щебененой дороге до Усть-Канского района, забрались на небольшой но симпатичный Ябоганский перевал и встали передохнуть немного.
Разговорились с ребятами, едущими из Усть-Коксы. Там уже три дня шли дожди. Это несколько насторожило меня, не хотелось омрачать последние дни отдыха холодной сыростью, ведь до этого нам так везло с погодой. Ребята посоветовали мне какой-то неизвестный маральник в районе Верхнего Уймона, где можно остановиться на ночь, на пальцах объяснили дорогу. Мы поехали дальше.
На вершине Ябоганского перевала
Разговорились с ребятами, едущими из Усть-Коксы. Там уже три дня шли дожди. Это несколько насторожило меня, не хотелось омрачать последние дни отдыха холодной сыростью, ведь до этого нам так везло с погодой. Ребята посоветовали мне какой-то неизвестный маральник в районе Верхнего Уймона, где можно остановиться на ночь, на пальцах объяснили дорогу. Мы поехали дальше.
Перед Усть-Каном полюбовались пейзажами, очень напоминающими хакасские.
Хакасские сопки
Еще немного Хакасии
Переехали через какой-то бугор перед самым районным центром и тут началось... От куда то с юга надвинулась огромная черная туча, заволокла все небо и пролилась на землю холодным проливным дождем. Щетки не успевали смахивать воду с лобового стекла, температура за бортом упала до 10-ти градусов, при том что до этого было около 24-х. Ну что ж, мы не привыкли отступать! ))) "Может дальше развеется" - начали успокаивать друг друга. За Усть-Каном лучше не стало, дождь лил не переставая, теплое солнечное утро ушло в далекое прошлое. Тучи опустились настолько низко, что окружающий пейзаж вокруг превратился в одно сплошное серое непроглядное месиво, ни гор тебе, ни чего вообще не видно. Отсутствие попутных машин создавало ощущение, что мы одни премся куда-то на край света в такую погоду, а все умные люди в это время дома сидят. Скорость авто на разбитой и грязной дороге в условиях плохой видимости значительно упала, а день потихоньку близился к вечеру. Девчонки мои замолчали, а вскоре появились высказывания, что мол зря мы сюда поехали, надо было домой возвращаться. Естественно, виноват, как всегда был я )))
Так, в смешанных чувствах перевалили через очередной перевал и выехали к пограничному посту. Кроме нас, к нашей радости здесь стояло еще несколько машин, ожидающих разрешения на проезд в приграничную зону, значит мы не одни. Пока оформляли документы, разговорились с прапорщиком в промокшем бушлате о погоде на следующие дни. "Интернет обещает тепло и солнечно" - то ли шутя, то ли всерьез сказал он - "В Усть-Коксе сейчас солнце и дождя нет". Трудно было поверить в его слова, казалось, что на всей Земле идет дождь и ни когда не кончится. Съежившийся от сырости и холода солдат-пограничник поднял шлагбаум и мы поехали дальше, ругая метеорологов с их "точным" предсказанием погоды.
Каковы же были выражения наших лиц, когда через несколько десятков километров мы увидели долину освещенную яркими лучами солнца. Позади нас бушевал ливень, а впереди был рай, по крайней мере нам так показалось после всего того, что окружало нас еще несколько минут назад.
Мы въехали в Абайскую степь, там где в небольшая речушка Абай впадает в более полноводную Коксу. Кстати говоря, ощущение рая появлялось у нас еще несколько раз, пока мы находились уже в Уймонской степи. Трудно объяснить, почему это происходило именно в этих местах, возможно здесь действительно существует какая-то необычная аура просветления, привлекшая в свое время сюда староверов-раскольников и продолжающая привлекать до сих пор людей со всего мира.
Несколько минут назад мы были во власти этой черной тучи!
Мы въехали в Абайскую степь, там где в небольшая речушка Абай впадает в более полноводную Коксу. Кстати говоря, ощущение рая появлялось у нас еще несколько раз, пока мы находились уже в Уймонской степи. Трудно объяснить, почему это происходило именно в этих местах, возможно здесь действительно существует какая-то необычная аура просветления, привлекшая в свое время сюда староверов-раскольников и продолжающая привлекать до сих пор людей со всего мира.
Черная туча нагоняла нас, день приближался к вечеру и мы заторопились дальше. Как-то быстро проехали небольшой и почти незаметный перевальчик с громким название Громотуха, с которого открывается живописный вид на Коксу, шумящую внизу. В Усть-Коксе останавливаться не стали и срази направились в Верхний Уймон, где предстояло найти вышеупомянутый маральник. Наш навигатор координат маральника не знал, пришлось брать "языка" среди русского населения Верх-Уймона. Он очень даже доступно описал дорогу к конечной точке сегодняшнего маршрута, но выехав за пределы поселка в долину реки Окол, мы немного ошиблись... К маральнику ведет две дороги по обоим берегам Окола, одна тракторная по раскисшему после дождей полю, другая щебеночная. Вот на первую мы и попали. Ситуацию ухудшил не вовремя закрапавший дождь. Грязь летела во все стороны, машину стаскивало в колеи, но останавливаться было нельзя, "сели" бы намертво. Девчонки мои опять напряглись! Если бы они знали, что через пол часа будут сидеть в уютном домике у трещащих в камине еловых дров ))).
До маральника добрались когда начинало темнеть. Весь оставшийся вечер на улице моросил дождь.
"Бьется в тесной печурке огонь..."
До маральника добрались когда начинало темнеть. Весь оставшийся вечер на улице моросил дождь.
Проснулся я рано утром от обилия света. Солнечные лучи проникали в комнату через большое окно, завешенное легкой тюлью. За окном зеленел лес, а в просвет между деревьями я увидел большую, освещенную солнцем поляну, на которой паслась одинокая лошадь.
Опять, как вчера в Абайской степи в голову пришли мысли о рае - о земном рае. А может... может это было просто ощущение счастья!? Еще сладко спящие мои девчонки в соседней комнате, утро, лес, горы, солнечная поляна, одинокая лошадь... и ни каких забот на ближайшие пару дней!
(Стихи не мои. Автора к сожалению не знаю)
На этот "матрасный" день единственным из "культурно-массовых мероприятий" у нас было запланировано посещение музея Николая Константиновича Рериха. Собственно туда мы и направились по теперь уже "правильной" щебеночной дороге, которая уже немного успела просохнуть после нескольких дождливых дней. Кстати, прапорщик с погранпоста оказался прав - погода с утра была теплой и солнечной.
Немного хочется сказать про музей. Он находится в бывшей усадьбе Вахромея Семёновича Атаманова – верх-уймонского крестьянина-старовера, одарённого и просвещённого человека. В 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), организованной академиком Николаем Рерихом, члены экспедиции останавливались в селе Верх-Уймон, а в доме Атамановых с 7 по 19 августа проживали сам Н.К.Рерих, его жена Е.И.Рерих и их старший сын Ю.Н.Рерих.
И именно тогда в своем экспедиционном дневнике Рерих так описал эти места: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?»
Для Рериха-учёного Алтай был интересен как центр Евразии. Здесь, в центре Алтая находится высочайшая вершина Сибири и Дальнего Востока Белуха. Кром того Рериха влекла на Алтай возможность изучать быт, искусство, образ жизни алтайского народа. Его интересовали и русские старообрядцы, которые с давних пор селились здесь, спасаясь от церковных реформ митрополита Никона. Интерес экспедиции к Сибири и Алтаю был вызван тем, что эти места воспринимались как некий рубеж, где произошёл синтез культур Востока и Запада. Н.К. Рерих говорил, что синтез, слияние культур происходил именно в период кочевых империй на огромных территориях Евразии. В Верх-Уймоне собирались горные породы, среди которых находили свинец, каменный уголь, золото, железо; проводились исследования старинных погребений, изучались местные обычаи и наречия, записывались легенды о Чуди, о Беловодье, о Белом Бурхане и Ойроте. Здешняя местность как вчера родилась, - говорил Рерих. – Золотые здешние места». В письме Валентину Булгакову он писал: «…Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию…»
В 1977 году было принято решение о создании в Верх-Уймоне дома-музея Н.К. Рериха. Но реализация этого проекта затянулась и только в 1996 году Сибирское Рериховское общество приступило к восстановительным работам методом народной стройки. В этом же году Государственное Собрание Эл Курултай Республики Алтай вынесло Постановление о включении усадьбы Атамановых в список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
Сейчас в музее представлена коллекция репродукций картин Рериха, коллекция фотографий, снятых в то время, когда Рерих находился в Верхнем Уймоне, некоторые предметы быта староверов того времени. Рядом с домом на территории усадьбы есть небольшой павильон, рассказывающий о природных и исторических памятниках Алтая, о его истории. В другом павильоне можно посмотреть коллекцию минералов собранных в разных частях света.
Если кому доведется побывать в Уймонской долине, обязательно побывайте в музее Н.К. Рериха. Экскурсия длится около двух часов, но думаю, что время проведенное здесь Вы не потратите зря!
В качестве эпилога
На обратном пути мы остановились в той же Абайской степи, которая нас так приветливо встретила после грозы. Сделали несколько фотографий.
К вечеру следующего дня мы были дома. Наше очередное приключение закончилось! Зато осталась масса впечатлений и фотографий.
Ну а в Уймонскую степь мы еще обязательно вернемся! Нужно поближе познакомится с этим маленьким кусочком рая.
Через окно, выходящее на восток, в комнату струился свет
За окном рай
Одинокая лошадь
Опять, как вчера в Абайской степи в голову пришли мысли о рае - о земном рае. А может... может это было просто ощущение счастья!? Еще сладко спящие мои девчонки в соседней комнате, утро, лес, горы, солнечная поляна, одинокая лошадь... и ни каких забот на ближайшие пару дней!
Эх, проснуться б за час до рассвета,
Просто так… от предчувствия счастья!
И собравшись, сбежать незаметно,
Ведь хотелось хоть раз? Ну, признайся!
Свежий воздух вздохнуть, чуть поёжась,
Улыбнуться бледнеющим звёздам...
Ну, к чему мне теперь осторожность?
Возвращаться, увы, слишком поздно!
Я возьму и умоюсь росою,
Рассмеюсь розовеющим эхом
И бельчонка спугнув под сосною,
Поспешу к краю леса прорехам...
Вместе с солнцем мы выйдем к заливу,
Окунёмся друг в друга и в море,
Я забуду про слово «тоскливо»,
Отряхнусь от понятия «горе».
Счастье? Вот оно! Блёсткой дорожкой,
С горизонта течёт мне в объятья
Знаю я – быть счастливым не сложно,
Быть счастливым – простое занятье!
Просто так… от предчувствия счастья!
И собравшись, сбежать незаметно,
Ведь хотелось хоть раз? Ну, признайся!
Свежий воздух вздохнуть, чуть поёжась,
Улыбнуться бледнеющим звёздам...
Ну, к чему мне теперь осторожность?
Возвращаться, увы, слишком поздно!
Я возьму и умоюсь росою,
Рассмеюсь розовеющим эхом
И бельчонка спугнув под сосною,
Поспешу к краю леса прорехам...
Вместе с солнцем мы выйдем к заливу,
Окунёмся друг в друга и в море,
Я забуду про слово «тоскливо»,
Отряхнусь от понятия «горе».
Счастье? Вот оно! Блёсткой дорожкой,
С горизонта течёт мне в объятья
Знаю я – быть счастливым не сложно,
Быть счастливым – простое занятье!
(Стихи не мои. Автора к сожалению не знаю)
Это уже когда девчонки проснулись
На этот "матрасный" день единственным из "культурно-массовых мероприятий" у нас было запланировано посещение музея Николая Константиновича Рериха. Собственно туда мы и направились по теперь уже "правильной" щебеночной дороге, которая уже немного успела просохнуть после нескольких дождливых дней. Кстати, прапорщик с погранпоста оказался прав - погода с утра была теплой и солнечной.
Уймонская степь. Впереди Верх-Уймон
Немного хочется сказать про музей. Он находится в бывшей усадьбе Вахромея Семёновича Атаманова – верх-уймонского крестьянина-старовера, одарённого и просвещённого человека. В 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), организованной академиком Николаем Рерихом, члены экспедиции останавливались в селе Верх-Уймон, а в доме Атамановых с 7 по 19 августа проживали сам Н.К.Рерих, его жена Е.И.Рерих и их старший сын Ю.Н.Рерих.
В доме-музее
И именно тогда в своем экспедиционном дневнике Рерих так описал эти места: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?»
Для Рериха-учёного Алтай был интересен как центр Евразии. Здесь, в центре Алтая находится высочайшая вершина Сибири и Дальнего Востока Белуха. Кром того Рериха влекла на Алтай возможность изучать быт, искусство, образ жизни алтайского народа. Его интересовали и русские старообрядцы, которые с давних пор селились здесь, спасаясь от церковных реформ митрополита Никона. Интерес экспедиции к Сибири и Алтаю был вызван тем, что эти места воспринимались как некий рубеж, где произошёл синтез культур Востока и Запада. Н.К. Рерих говорил, что синтез, слияние культур происходил именно в период кочевых империй на огромных территориях Евразии. В Верх-Уймоне собирались горные породы, среди которых находили свинец, каменный уголь, золото, железо; проводились исследования старинных погребений, изучались местные обычаи и наречия, записывались легенды о Чуди, о Беловодье, о Белом Бурхане и Ойроте. Здешняя местность как вчера родилась, - говорил Рерих. – Золотые здешние места». В письме Валентину Булгакову он писал: «…Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию…»
В 1977 году было принято решение о создании в Верх-Уймоне дома-музея Н.К. Рериха. Но реализация этого проекта затянулась и только в 1996 году Сибирское Рериховское общество приступило к восстановительным работам методом народной стройки. В этом же году Государственное Собрание Эл Курултай Республики Алтай вынесло Постановление о включении усадьбы Атамановых в список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
Сейчас в музее представлена коллекция репродукций картин Рериха, коллекция фотографий, снятых в то время, когда Рерих находился в Верхнем Уймоне, некоторые предметы быта староверов того времени. Рядом с домом на территории усадьбы есть небольшой павильон, рассказывающий о природных и исторических памятниках Алтая, о его истории. В другом павильоне можно посмотреть коллекцию минералов собранных в разных частях света.
Очень интересно!
Опять я, но уже в другом павильоне )))
Аметист
Одна из комнат
Когда-то здесь было что-то вроде кухни
Возле Знамени Мира
Если кому доведется побывать в Уймонской долине, обязательно побывайте в музее Н.К. Рериха. Экскурсия длится около двух часов, но думаю, что время проведенное здесь Вы не потратите зря!
В качестве эпилога
Оставшуюся часть дня мы провели в нашем уютном "райском уголке" у подножия гор.
В гости на шашлык к нам пришла вот такая красавица по имени Линда
На обратном пути мы остановились в той же Абайской степи, которая нас так приветливо встретила после грозы. Сделали несколько фотографий.
Абайская степь
Другой ракурс
Где-то между Усть-Коксой и Усть-Каном.
К вечеру следующего дня мы были дома. Наше очередное приключение закончилось! Зато осталась масса впечатлений и фотографий.
Ну а в Уймонскую степь мы еще обязательно вернемся! Нужно поближе познакомится с этим маленьким кусочком рая.
Достойно! Интересно!
ОтветитьУдалитьВпрочем, как и всегда замечательно!
Здравствуйте, на моей страничке ссылочка на Ваш блог не меняется в течение 5 недель. А раньше было всё нормально! До того, как не появилось сообщение: Мои дороги: Карта сайта, ссылочка на которое и вовсе не открывается.
ОтветитьУдалитьМне приходится теперь специально заходить на Ваш блог, чтобы посмотреть не появилось ли что-то новое.
С уважением, Надежда
Надежда, спасибо за подсказку, попробую что нибудь сделать.
ОтветитьУдалитьПрочитала и посмотрела с удовольствием! Не смогла побывать на Алтае в этом году, это мои любимые места:)Советую в следующий раз добраться до Тюнгура и дорога живописная и само село. Красивые скалы, есть музей алтайской культуры. Можно посмотреть древние изваяния недалеко от села.
ОтветитьУдалитьВ Верхнем Уймоне заходили в музей старообрядчества? Очень интересно! Находится на той же улице, что и музей Рериха, чуть дальше.
Часто попадали в такую погоду, как вы описали. На подъезде всё затянуто, дождь, а ближе к Усть-Коксе солнце:-) Действительно великолепное место:-)
Спасибо! Вдохновили попробовать прочувствовать рай в Уймонской долине)
ОтветитьУдалить